Первые размышления
Как средство визуальной коммуникации и самовыражения, фотография обладает ярко выраженными эстетическими возможностями. Для того чтобы понять их, необходимо сначала разобраться в характеристиках самого процесса. Одной из самых важных характеристик является непосредственность. Обычно, но не обязательно, изображение, которое записывается, формируется объективом фотоаппарата. При воздействии света, формирующего изображение, чувствительный материал претерпевает изменения в своей структуре, формируется скрытое (но обратное) изображение, обычно называемое негативом, и изображение становится видимым при проявке и постоянным при закреплении тиосульфатом натрия, называемом «гипо». При использовании современных материалов обработка может происходить сразу, а может затягиваться на недели или месяцы.
Основные элементы изображения обычно создаются сразу же в момент экспозиции. Эта характеристика уникальна для фотографии и отличает ее от других способов создания изображений. Кажущаяся автоматическая запись изображения с помощью фотографии придала этому процессу чувство подлинности, которое не присуще ни одной другой технике создания изображений. В массовом сознании фотография обладает такой очевидной точностью, что поговорка «камера не врет» стала общепринятым, пусть и ошибочным, клише.
Такое понимание мнимой объективности фотографии доминировало в оценках ее роли в искусстве. В начале своей истории фотографию иногда принижали как механическое искусство из-за ее зависимости от технологий. Однако на самом деле фотография не является автоматическим процессом, который подразумевается при использовании фотоаппарата. Хотя камера обычно ограничивает фотографа изображением существующих объектов, а не воображаемых или интерпретируемых взглядов, опытный фотограф может привнести творчество в процесс механического воспроизведения. Изображение может быть изменено с помощью различных объективов и фильтров. Тип чувствительного материала, используемого для записи изображения, является дополнительным средством контроля, а контраст между светом и тенью может быть изменен с помощью вариаций в проявке. При печати негатива фотограф имеет широкий выбор физической поверхности бумаги, тонального контраста и цвета изображения. Фотограф также может создать совершенно искусственную сцену для съемки.
Самый важный контроль — это, конечно, творческое видение фотографа. Он или она выбирает точку обзора и точный момент экспозиции. Фотограф воспринимает основные качества объекта съемки и интерпретирует его в соответствии со своими суждениями, вкусом и участием. Эффективная фотография может распространять информацию о человечестве и природе, фиксировать видимый мир и расширять человеческие знания и понимание. По всем этим причинам фотографию справедливо называют самым важным изобретением со времен печатного станка.
Изобретение средства
Предшественники
Предшественником фотоаппарата была камера-обскура — темная камера или комната с отверстием (позднее линзой) в одной стене, через которое на противоположную стену проецировались изображения предметов, находящихся вне комнаты. Этот принцип, вероятно, был известен китайцам и древним грекам, таким как Аристотель, более 2 000 лет назад. В конце XVI века итальянский ученый и писатель Джамбаттиста делла Порта продемонстрировал и подробно описал использование камеры-обскуры с объективом. Хотя художники в последующие века часто использовали вариации камеры-обскуры для создания изображений, которые они могли проследить, результаты работы этих устройств зависели от навыков рисования художника, поэтому ученые продолжали искать метод полного механического воспроизведения изображений.
принцип работы камеры-обскуры
В 1727 году немецкий профессор анатомии Иоганн Генрих Шульце доказал, что потемнение солей серебра — явление, известное с XVI века, а возможно, и раньше — вызывается светом, а не теплом. Он продемонстрировал этот факт, используя солнечный свет для записи слов на солях, но не предпринял никаких попыток сохранить изображения надолго. Его открытие, в сочетании с камерой-обскурой, обеспечило базовую технологию, необходимую для фотографии. Однако фотография появилась лишь в начале 19 века.